Что такое “ГЕНОЦИД”?

До 1944 года слова “геноцид” не существовало. Это специальный термин, обозначающий преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью ее уничтожения. Права человека, изложенные в американском Билле о правах (первые 10 поправок к Конституции США) или во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, касаются прав личности. В 1944 году польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин (1900-1959) дал определение нацистской политике систематического уничтожения европейских евреев.

Он предложил термин “геноцид”, соединив греческое слово genos, что означает “род, племя”, с латинским caedo — “убиваю”. Предлагая этот термин, Лемкин имел в виду “координированный план различных действий, направленных на уничтожение жизненно важных основ существования национальных групп и самих этих групп как таковых”. Спустя год Международный военный трибунал в Нюрнберге (Германия) обвинил нацистских лидеров в “преступлениях против человечности”. Слово “геноцид” было включено в обвинительный акт, но как описательный, а не правовой термин. Поскольку ужасные подробности Холокоста получили широкий резонанс в мировом сообществе, 9 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций одобрила “Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него”. Эта конвенция объявляла геноцид преступлением, которое нарушает нормы международного права; подписавшие конвенцию государства обязывались “принимать меры предупреждения” против него и “карать за его совершение”.

Конвенция определила геноцид следующим образом:Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:

  • Убийство членов такой группы;
  • Причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • Предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые предполагают ее полное или частичное физическое уничтожение;
  • Применение мер, рассчитанных на предотвращение деторождения внутри такой группы;
  • Насильственная передача детей из одной группы в другую.

14 октября 1950 года была ратифицирована Конвенция о геноциде.


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 5 января 2022 года №146-З О геноциде белорусского народа

Принят Палатой представителей 14 декабря 2021 года Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 года Настоящий Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период*, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также на основе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года и направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установления действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачи справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Статья 1. Совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа** путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.

* Под послевоенным периодом для целей настоящего Закона понимается период по 31 декабря 1951 г.

** Под белорусским народом для целей настоящей статьи понимаются советские граждане, проживавшие на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период.

Статья 2. Дополнить Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. статьей 130-2 следующего содержания: “Статья 130-2. Отрицание геноцида белорусского народа 1. Отрицание геноцида белорусского народа, содержащееся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок. 2. Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное лицом, ранее судимым за отрицание геноцида белорусского народа, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.”.

Статья 3. Генеральной прокуратуре принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию.

Статья 4. Совету Министров Республики Беларусь: на постоянной основе принимать меры по: увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа, а также по признанию и осуждению геноцида белорусского народа на международном уровне; распространению достоверной информации о геноциде белорусского народа, а также по просвещению граждан по вопросам геноцида белорусского народа; в шестимесячный срок принять иные меры, направленные на реализацию настоящего Закона.На оккупированной территории Беларуси за годы Великой Отечественной нацистами было создано 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Гетто, шталаги, пересыльные лагеря действовали практически в каждом районе. По неполным данным, в концентрационных лагерях фашисты за­мучили, расстреляли, сожгли свыше полутора миллиона человек. В Беларуси действовало около полутора десятка детских лагерей для забора крови.


Сестры Хатыни: Княжеводцы. Воспоминания об ужасающей расправе фашистов над жителями деревни в новом проекте «Гродзенскай праўды»

В Княжеводцах в июле 1943-го во время карательной операции были убиты и сожжены 970 человек. У истории есть страницы, которые нельзя забыть. Тысячами исчисляется количество населенных пунктов, сожженных фашистами в годы Великой Отечественной войны дотла. Деревни полыхали в огне вместе с мирными жителями – стариками, женщинами, детьми… Чудовищные преступления гитлеровцев на белорусской земле отбиваются в сердцах поколений звоном колоколов Хатыни. На Гродненщине трагичная судьба постигла многие деревни – Шауличи, Зиняки, Княжеводцы… Все они – “Сестры Хатыни“. В новом проекте “Гродзенская праўда” рассказывает историю сожженных деревень через воспоминания тех, кому чудом удалось выжить, и тех, кто сегодня делает все возможное, чтобы сохранить эту память для потомков. Итогом работы журналистов редакции над проектом станет издание одноименной книги.

Задворье, Донцы, Щара, Песчанка, Бояры – деревни Мостовского района, где в годы Великой Отечественной войны каратели безжалостно совершали свои кровавые злодеяния. Но одним из наиболее страшных примеров зверств фашистов на Мостовщине стала деревня Княжеводцы: населенный пункт был уничтожен вместе с жителями. В июле 1943-го во время карательной операции были убиты и сожжены 970 человек. Не пощадили ни стариков, ни женщин, ни детей.

Учитель истории и обществоведения, руководитель школьного музея Дубненской средней школы Татьяна Величко убеждена: сохранять историю родного края, чтобы драмы военных лет не были забыты и вычеркнуты из народной памяти, должен каждый. Этой деятельности вместе с учениками она посвятила много времени. И кропотливая работа по изучению трагедии в деревне Княжеводцы принесла свои плоды. Встречи и беседы с очевидцами, работа с документами в архивах позволили буквально поминутно воссоздать хронологию кровавых событий, произошедших июльской ночью 1943 года.

– Поисковая работа не прекращается до сих пор. Участвуют в ней ребята, начиная с 7 класса. Для нас очень важно восстановить неизвестные моменты тех дней. Ведь Княжеводцы – это символ большой трагедии и человеческой памяти не только для жителей Мостовского района, но и для всех белорусов. До начала поисковых работ нам было известно о 922-х погибших, сегодня на памятнике высечена цифра 970, – говорит Татьяна Величко, проводя экскурсию по музею.

По ее словам, Княжеводцы известны с XVI века. Как гласит предание, когда-то великие князья литовские вели водную переправу, через Неман из Вильни в Волковыск и Брест, а людей, которые обслуживали и охраняли эту переправу, называли княжеводцами. До войны в деревне, расположившейся на высоком правом берегу быстротечного Немана, в тени раскидистых деревьев, проживало более тысячи человек, насчитывалось около 300 дворов. Хаты одна к другой примыкали по обе стороны улицы. Село простиралось не менее чем на три километра. 

Когда в начале 1940-х нашу землю оккупировали фашисты, люди встали на защиту своей Родины. В борьбу с ненавистным врагом вступили и жители Княжеводцев: многие ушли в партизаны, а в самой деревне организовали подпольную антифашистскую группу. 

– Юноша из этой деревни, Иван Синица, входил в Скидельскую подпольную комсомольскую организацию. Многие сельчане поддерживали связь с партизанами. Женщины для них стирали белье, пекли хлеб. Догадываясь об этом, немецкие каратели часто проводили облавы. Внезапно врываясь в дома, делали обыски. Даже принудили всех сфотографироваться, а фотокарточки прикрепить на дверях своих домов. Во время обысков по ним сверяли, все ли члены семьи дома. И все же помогать партизанам жители деревни не переставали. Тогда враг решил жестоко расправиться с непокорными сельчанами, а деревню стереть с лица земли. 

Звери пришли ночью

Трагической датой для Княжеводцев стало 23 июля 1943 года. Это была пятница. Стояло знойное лето. Близилась жатва. Но приступить к ней жнеям не довелось: дома, все хлеборобское богатство сгорело в огне, а местные жители были зверски убиты.

– Глубокой ночью с 22 на 23 июля немцы окружили деревню, людям запретили выходить из домов или уезжать. После, согнав их в одно место, разместили по сараям. Оттуда по десять человек подводили к заранее вырытым ямам и безжалостно расстреливали. Не щадили никого. Маленьких детей бросали в ямы живыми и закапывали, – раскрывает страшные подробности произошедшего Татьяна Величко.

Учинив жестокую расправу над сельчанами, фашисты принялись грабить их дома. Житель соседней деревни Николай Михайлович Пронько позже вспоминал: «Нам, жителям деревни Заполье, фашисты приказали запрягать лошадей и ехать в Княжеводцы. Никто не знал, для чего. И только на подъезде к ней все стало понятно. Плотным кольцом окруженная фашистами с автоматами и пулеметами, деревня начинала гореть со всех сторон. Нам сказали складывать в повозки награбленное добро и везти к паромной переправе напротив деревни Лунно. На берегу Немана нажитое княжеводцами добро мы сбрасывали в кучи, которые напоминали целые горы. Не знаю, куда дальше это повезли фашисты. Скорее всего, в Германию. Сюда же, к паромной переправе, сгоняли и животных из хозяйств расстрелянных селян. Ужасное было зрелище». 

Свою смерть в пылающих домах и сараях нашли и те, кто изначально там спрятался. Показывая сохранившиеся фотографии фашистских злодеяний, Татьяна Величко замечает, что решение о сожжении деревни принимали в последний момент, даже работники полиции не знали, чтобы не смогли предупредить местных жителей. Карательный отряд – группа Мюллера – приезжал из Кёнигсберга на поездах или автомобилях. Окружали и заходили в каждый дом. Точное количество погибших неизвестно. Но было много детей по два-три года, по несколько месяцев. Погибли целые семьи. 

Зверства фашистов на этом не закончились. В деревню Княжеводцы они вернулись снова в июне 1944 года, уже перед отступлением. На этот раз, чтобы замести следы своего бесчеловечного преступления. 
В сохранившихся архивных документах, являющихся материалами уголовного дела, имеется акт, в котором зафиксированы подробности произошедшего. 

«23-го июня 1944 г с утра приехала большая группа немцев окружили деревню Княжеводцы, забаранили оставшемуся народу выходить на двор и выгонять скот и начели раскопывать ямы, в которых находились люди, погибшие от немецких людоедов, вытаскивали трупы наверх, клали дрова, обливали бензином и сжигали, чтобы стереть свои следы тех зверств, которые они проделали в дер. Княжеводцы» (Прим: орфография и пунктуация сохранены). 

«Офицер проткнул ребенка штыком и поднял в воздух»

И все же скрыть преступление не удалось. Впервые о трагедии Княжеводцев было рассказано в газете «Крылья советов». Вырезка, датированная 29 июля 1944 года, хранится в музее Дубненской средней школы. В материалах, объединенных общей темой, рассказывалось, что кучи камней и одинокие березки, обожженные пожаром, на месте Княжеводцев увидели советские летчики. После один из них, стоя над могилой расстрелянных и живыми похороненных, поклялся «безжалостно уничтожать немцев на земле и в воздухе, бить их до тех пор, пока в руках есть сила, а в груди бьется сердце».  

Ужасные детали расправы над местными жителями раскрыли и напечатанные в газете воспоминания очевидцев – жителя деревни Дубно и священника Анатолия Корзуна. Вот о чем рассказывал первый: «Под угрозой оружия мы выкопали могилы, после чего нас загнали за сарай. Десять немцев стали вдоль выкопанной ямы. Они были вооружены автоматами и пистолетами. Десять других палачей выволокли из сарая десять княжеводцев. Тут были и женщины с грудными детьми, и подростки. Матери падали на колени, хватаясь за сапоги палачей, просили о милосердии к малышам. Их поднимали с земли ударами оружий. Вскоре немцам удалось поставить своих жертв лицом к ямам. Прозвучали выстрелы. Одна из женщин крикнула, а после наступила тишина. Люди потеряли дар речи. Ребенка, который при убийстве матери, упал в яму, офицер проткнул штыком и поднял в воздух. Больше я не мог смотреть. Прижимаясь друг к другу за сараем, мы плакали от того, что были бессильны и не могли помочь своим братьям».

Священник Анатолий Корзун дополнял этот рассказ: «Немецкие каратели не только расстреливали, но и кидали в могилы живыми малых и подростков. Дети, не понимая, что происходит, своими ручками протирали глазки, когда на них с лопат падал песок, засыпал. И долго еще после неслыханной расправы шевелилась сырая земля…». 

«Вставайте, уже Княжеводцы оцепили»
В день страшной расправы над жителями Княжеводцев вырваться из пекла удалось единицам. Воспоминания некоторых из них записаны в книге «Память» Мостовского района. 

Анна Бородавка, жительница сожженной деревни Княжеводцы, рассказывала:
– …Говорили все время, что будут бить княжеводцев, но мы все не верили. И вот раз моя свекровь встала и сообщила: «Вставайте, уже Княжеводцы оцепили».
Мы глянули через окно – немцы стоят друг от друга, как от стенки к стенке. Муж мне: «Пойду я где-нибудь спрячусь, пойду, якобы по сечку коню…»
А я его и не спросила, где же мне деваться, что делать. Потом я вышла, начала его искать, но нигде не нашла. Иду я, зову его тихонько. А он говорит: «Иди, иди, не останавливайся. Я в крапиве здесь лежу».
Иди, говорит, под дом, ляг в борозду и ползи сюда ко мне.
И я так подползла к нему. Легли мы друг к другу и лежим…
И слышала я, лежа в борозде, как шли люди. Одна соседка заплакала, но они не кричали на нее, а что-то ей все негромко говорили. А потом они зашли к моей свекрови, я слышала, как они брали ее, свекровь мою. 
Тогда пригнали людей из соседних деревень – брать наше добро, которое осталось. Выгнали коров. Подошла наша корова, стала над нами и замычала. А мы боимся, чтобы кто не заметил, чего она здесь остановилась. Потом те люди, которые были с лопатами, пришли и отогнали нашу корову, а нас не заметили.
Антон мой говорит: «Людей закапывать пошли».
И еще нам все не верится. Слышим мы, как из нашего дома все берут. Потом поехали, утихло все снова, и мы думали, что все уже успокоилось. А потом – стрельба, стрельба, стрельба!.. И из пулемета стреляли, и так по одному, и из автоматов. Мы лежим, а потом видим – все горит! Уже наш дом горит и соседний за нами горит…

«Горит село, горит родное»

Деревня Княжеводцы сегодня – это 10 домовладений и 13 зарегистрированных в них жителей. Оставшиеся хаты уцелели по счастливой случайности. Они находились на хуторах. Потому, когда каратели оцепили деревню, им просто не хватило людей, чтобы взять в кольцо каждый дом. 

В одном из них, под номером 26, вместе со своей женой Марией Ивановной живет Григорий Жук, очевидец тех жутких событий. В сентябре этого года ему исполнилось 86. Радушно встречая заезжих гостей, Григорий Викторович начинает свой рассказ. Помнит немногое, на момент трагедии был семилетним мальчишкой. Но то, что запечатлелось в памяти, говорит, не стереть уже никогда. 

– В этом местечке мои корни. Тут я родился и рос, правда, наш дом стоял в другом месте. Этот с женой купили уже после свадьбы, – замечает собеседник. – В семье помимо меня воспитывалось еще трое детей. Хорошо помню, как к нам домой приходили партизаны. Топили печь, мылись. Местные им помогали как могли. Вот, видать, фашисты и прознали, захотели проучить. Среди людей пошла молва, что скоро жителей Княжеводцев будут бить. В одну из ночей в деревню приехало гестапо. Забрав мать и крестную, повезли в Гродно. После я узнал, что мама была расстреляна оккупантами в гродненской тюрьме за связь с партизанами. 

О том, что погубить человеческую жизнь для фашистов будет так же легко, как нарушить утренний сон, маленький Григорий узнает и в день расправы над жителями его деревни. 23 июля 1943 года от верной гибели семью спасло лишь то, что их хутор находился на окраине большой деревни. Это позволило выиграть время. 

– Пока каратели дошли, нам удалось собраться и на повозке выехать за пределы деревни. Отдаляясь, еще отчетливо слышали автоматные очереди. Помню, как прятались в лесу, ждали от мужиков, ходивших в разведку, вестей. Вот только были вести нерадостные. Вернувшись, те опечалили: «Горит село, горит родное». Так не стало ни жителей, ни деревни. 

По словам Григория Викторовича, после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков его отец ушел на фронт. Домой так и не вернулся. Детей растила бабушка. После войны парень сначала пас коров, потом служил в армии, а по возвращении работал на железной дороге. Женился в 27 лет. Вместе с супругой воспитали двоих дочерей, теперь по возможности нянчатся с правнуками. В последние годы перед пенсией Григорий Викторович работал на свиноводческом комплексе, но и сейчас предпочитает без дела не сидеть. Все время находит себе занятие: то в огороде пропадает, то дрова заготавливает, то трактор для уборки урожая ремонтирует. 

– У жены ноги подводят, а я на велосипеде хоть до Скиделя добраться могу, – говорит он, и рассказывает, что в скорбный день – 23 июля – обязательно отправляется к берегу Немана, где находится большая братская могила и установлена скульптура «Скорбящая мать». Приходит, чтобы почтить память односельчан. Вспомнить. Помолчать. 

Никогда не забудем

Есть даты и события, которые в сердцах людей отзываются лишь болью и скорбью, делится начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Мостовского райисполкома Сергей Дейкало. 

– 23 июля 1943 года – день, навсегда вписанный в историю Мостовского района. Он напоминает каждому о зверствах фашистов, об уничтоженных, сожженных, искалеченных судьбах сотен мирных жителей. 

Сегодня отголоском той страшной трагедии стал памятник «Скорбящая мать», на котором высечены слова: «Здесь захоронено 970 мирных жителей деревни, зверски убитых и сожженных немецко-фашистскими оккупантами в ходе карательной операции 23 июля 1943 года». Он был установлен еще в 60-е годы прошлого века. Но к 75-летию трагедии деревни Княжеводцы словно возродился заново – за счет средств предприятий, учреждений, общественных организаций района, неравнодушных жителей, одним словом, всех, кому небезразлична память о чудовищной трагедии, его обновили. Реконструкция стала поистине всенародным делом. 

– Мы должны помнить о прошлом и заботиться о будущем. На скорбном месте ежегодно проводим митинг-реквием. Почтить память жертв фашизма приезжает множество людей, в том числе близкие и родственники погибших, живущие по всему миру, – говорит Сергей Дейкало. – Убежден, что, стоя на этой пропитанной невинной кровью земле, каждый осознает одну простую истину, какое это великое счастье – жить, работать и учиться на мирной, спокойной и независимой белорусской земле.